улыбчивая

1enchik


То, что творится в Душе...

внутренний мир и немножко внешнего


Previous Entry Share Next Entry
Учителя и Творцы
улыбчивая
1enchik

Есть три способа быть яркой звездой.
Первый - гасить другие звёзды, но тогда ты однажды останешься в одиночестве.
Второй - гореть ярче других, но тогда ты быстро сгоришь.
Третий - зажигать другие звёзды, тогда твоего света будет много и он будет гореть долго.

В который уже раз сталкиваюсь с весьма странным отношением к людям, которые учат других (т.е. преподают в учебных заведениях или просто проводят мастер-классы, например). Почему-то считается, что если люди в параллель с этим преподаванием или классами сами не выдают каких-то шедевральных работ, то они несомненно неудачники, которые сами ничего стоящего сделать не могут, поэтому пытаются заработать обманом, обучая других. И даже если раньше у человека были хорошие работы, то сейчас-то он их не делает, а значит... (см. выше). При этом, совершенно не берется в рассчет то, что даже самим осуждающим для того, чтобы выдать что-то стоящее, нужно абстрагироваться от всего остального (в том числе, зачастую, и от общения с окружающими) и долго сосредоточенно заниматься именно этим делом.
В первый раз я с этим вплотную столкнулась когда получала второе высшее. В Политехе у меня была любимая преподавательница - кажется, я познакомилась с ней еще до поступления, на форуме факультета. Чем она меня тогда впечатлила, я уже не вспомню, а вот в процессе обучения это был единственный преподаватель, который знал мануалы наизусть мог сходу ответить на абсолютно любой мой вопрос, касающийся фотошопа или иллюстратора, которые она нам и преподавала. Плюс она очень хорошо и понятно объясняла, так что ее занятия были у меня самыми любимыми. Каково же было мое удивление, когда я обнаружила, что большинство моих однокурсников мои восторги в отношении этой преподавательницы совершенно не разделяют. Причем, главным их аргументом против нее было то, что сама она только преподает, а дизайнером нигде не работает (а значит практических задач ежедневно не решает, современных тенденций не знает и как вообще при всем при этом вообще смеет кого-то учить?). На деле же ничего "не по делу" она нам не давала - мне до сих пор пригождаются полученные знания, несмотря на то, что с тех пор прошло уже больше пяти лет. Но озвученного выше факта для однокурсников было достаточно, чтобы не слушать ее вообще. В итоге, я иллюстратор знаю, а они нет его потом изучали самостоятельно.
С тем же самым я столкнулась и сейчас. И опять человек с пеной у рта мне доказывает, что если тот, кто чему-то учит, сам уже два года не рисует, а что рисует, на шедевры не тянет, то и учиться у него нечему.
И мне по-прежнему это кажется странным.
Во-первых, потому что тот, кто сам умеет делать что-то хорошо, совершенно необязательно так же хорошо умеет учить и объяснять. Чтобы быть хорошим преподавателем тоже нужен отдельный талант.
Во-вторых, потому что в большинстве случаев преподаватели учат не создавать копии их шедевров, они учат инструментам, при помощи которых эти шедевры создаются. Возможно, им самим хватает навыков, но не хватает воображения, чтобы их создать. И возможно именно вы, освоив инструмент, придумаете, как его можно гениально применить и получить шедевр. Что, впрочем, не умаляет заслуг учителя в этом случае.
В-третьих, потому что создание любого шедевра - это "ноу-хау". И тот, кто их создает сам, вряд ли захочет плодить себе конкурентов, а значит и учить будет менее усердно, чем тот, для кого само преподавание - творчество.
В-четвертых, тот, кто учит, подобен тому, кто указывает дорогу. Чтобы показать, куда идти, надо сперва самому остановиться.
Ну и в-пятых, на преподавание, как и на любую другую деятельность нужно время. К урокам надо готовиться и на это уходит не меньше времени, чем на создание собственных шедевров. Так что приходится выбирать, чем все-таки заниматься.
Поэтому мне кажется, что те, кто делятся своими знаниями, раздают свои "ноу-хау", объясняют и подсказывают короткие и эффективные пути решения задач, заслуживают не меньшего уважения, чем те, кто сам создает что-то стоящее. Потому как это равные (если не большие) вложения усилий и энергии.
И на мой взгляд те, кто отдает другим, гораздо щедрее, тем те, кто оставляет себе и вкладывается только в свои достижения...

  • 1
Прочитал и одобряю :)

Мне кажется нужно разделять теорию/практику. я скорее всего пойду учиться к тому у кого есть практика, кто свой предмет знает на деле, а не только в теории. хотя бы потому что видение некоторых предметов может сильно измениться погружаясь в практику, плюс появляются свои определенные навыки, фишки. Если вижу, что у человека шедевры за спиной, я знаю чего ожидать обучаясь. Если шедевров не вижу, то скорее всего не пойду, потому что да - для меня этот человек не смог применить свои знания на физике. Это не плохо, но зачем мне это? С другой стороны, а может мне нужна огромная порция чистой теории, то тогда почему бы и нет. Да и то не факт, потому что через практику границы раздвигаются, познание становится шире, глубже, в итоге мне передается не только знание, но и в каком-то смысле опыт человека, который обучает.
...ну а вообще, если нет желания учится, то тут никто не поможет и всегда найдутся оправдания... и желательно чтобы виноват был кто-то из вне)))

А если шедевры есть (ну или просто хорошие, качественные работы), но они уже не в тренде?

Вот для меня это скорее оправдание нежелания учиться. Потому как практически у любого человека можно найти, чему научиться, было бы желание.

да, практически у любого можно чнму-то научиться, но ... обычно обучение платное :) и зачем скажите мне еще выиискивать чему бы научиться за свои же деньги ?

Почему выискивать? Ты идешь учиться конкретному навыку, человек этот навык преподает и в какой-то степени им владеет (возможно только в теории, но ведь даже тот, кто гениален на практике, за тебя не нарисует, не станцует и не сделает - делать-то все равно самой придется). Зачем отказываться от того, что дают, только потому, что тебя не сильно впечатляют результаты, которых сам человек этим навыком добился (причем, не с технической точки зрения, а по стилю, например)?

Зачем отказываться ? Да затем что в другом месте ты получишь этот навык более гарантировано :)
Я говорю о вероятности. Не исключено что и этот учитель научит ... но тот кто сам точно умеет - научит с большей вероятностью.
А стиль учителя тоже кстати должен импонировать :) В искусстве все тонко.

Так я не говорю, что он не умеет. Он умеет, но не практикует на данный момент.

если речь о рисовании то возникает вопрос "почему не практикует" ? Может разонравилось ему рисовать ... а кушать хочется, вот и преподает. И что он так преподаст, если это уже не любимое дело ? А если таки любимое то почему не рисует ? Ведь знаю по себе что в этом случае "ручки чешутся порисовать".

Хе-хе :)) Ты не думай что я такая подозрительная и противная :)) Пытаюсь рассуждать с точки зрения обывателя.
Для сына недавно выбирали учителя музыки (гитара). Так тот нам на "собеседовании" так сыграл что дух захватило ! Хоть никто особо и не требовал. И вопросов не возникло.

Ну вот я, например, когда свои касты веду, у меня тоже в них все вдохновение уходит (т.е. та самая творческая энергия) и после них я себя чувствую совершенно опустошенной и несколько дней не могу рисовать даже если надо.
То есть речь о том, что энергии может и не хватать на все. И полностью можно вкладываться только во что-то одно - либо в преподавание, либо в собственное творчество (будь то танцы, музыка, рисование или выпекание фигурных тортов).
Другое дело, когда ты работаешь (и работа не является твоим творчеством). Тогда на работе можно "вполсилы" выкладываться и экономить энергию на вечернее творчество. И в итоге получается как раз наоборот - если человек параллельно с преподаванием занимается созданием шедевров, то либо у него прям энергии через край, что он может и не спать вовсе, либо (что наболее вероятно) в преподавание он не вкладывается, а просто "начитывает материал".

это да, сермяжная правда. Наверное поэтому у гениальных товарищей типа Страдивари и не было помногу учеников, чтобы оставалась энергия и силы на свое творчество. Тем более интересно учиться у таких людей.
Я лично знаю художника, который и класно рисует и учит. И спит по ночам :) Но учеников у него всего несколько.
Как-то так :)
Пойду порисую ... а то после праздников никак не войду в колею :)

Да кто спорит, учиться везде и всюду можно. Но мне мое время тоже дорого. Либо я знаю четко чего ожидать от преподавателя и иду к нему и трачу время с пользой, либо я не знаю чего ожидать и не факт что оно будет потрачено так же эффективно.
Но вообще хорошо понимаю о чем ты. У меня мама преподаватель и методист. Она создает новое, но из-за преподования нет времени и сил хотя бы книгу издать со своими наработками. ..Зато находятся очень предприимчивые люди, которые хают ее работу при этом тыря то, что она делает и патентуют под своим именем.

Мне всегда выражение «кто не умеет — учит было оскорбительным»

Я его раньше слышала только в ироничной форме, а тут вот столкнулась с тем, что есть люди, которые всерьез так считают.

Интересную тему вы подняли. У меня было много преподавателей на худ графе и могу подытожить, что лучшие преподаватели еще и отличные профи в этой области, при этом не факт, что они действующие художники и регулярно участвуют в выставках, зато в прошлом они огого. Но все индивидуально, например Проненко-легенда советской каллиграфии вообще ничего нам не дал.

Ну я говорю только о том, что очень сложно, почти невозможно, одновременно заниматься и преподаванием, и активной профессиональной деятельностью. А обычно именно это ставят в вину - мол, он(а) уже несколько лет по специальности не работает, а только других учит.
А работы даже двухлетней давности во многих творческих областях "уже не в тренде" и выглядят остановкой в развитии.

То, что гений-исполнитель далеко не всегда может учить - общеизвестный факт в любой области. Превратить свои знания в алгоритмы достаточно сложно.

я, к сожалению, сталкивалась с теми кто именно "учит сам не умея" ... но не в творческих областях, в других
поэтому и в области творчества теперь если надо поучиться то выберу реально практикующего учителя

и еще если надо просто освоить иллюстратор то я вообще не понимаю зачем учитель, все есть в сети :))
а вот если надо научить рисовать, поставить руку, или "видеть кадр" в фотографии, то тут учитель нужен
но вот насчет "тренда" большой вопрос. Лично мне достаточно увидеть класные работы, которые сделаны учителем недавно, но они могут быть не модными. Это дело житейское :)

короче подход тут очень индивидуальный :)

Абсолютно согласна. Мне кажется, проблема в том, что преподавание рассматривается не как самостоятельная сложная и интересная область, а как некое приложение к преподаваемому предмету. Чтобы предать какие-либо знания нужны кроме этих самых знаний дополнительные уникальные умения, нужно уметь без потерь донести информацию и ее закрепить. А народ это как то не учитывает (((

В чем-то это правда, пока учеников рисовать заставишь, сам останешься без энергии. Нас преподаватели часто ставили в вину, что они нас тут учат, а свое рисовать не успевают. Преподавание - это всегда побочная деятельность, если рисованием заработать не получается.
Но не могу сказать, что за деньги хорошо учат, никаких ноу-хау не предлагают, по верхам пробегутся и все. Художники так вообще только избранным, любимчикам секреты открывают. Так что мой выбор самообучение, иногда мастер-классы.

Преподавание - это всегда побочная деятельность, если рисованием заработать не получается.

Вот с этим высказыванием не соглашусь. Это как сказать, что "хендмейд - это побочная деятельность, если ничем другим заработать не получается". Есть люди, которым преподавать нравится и для них это творчество, у них к этому талант. Особая способность и умение объяснять, передавать свои знания.

Возможно, но я таких не встречала.

Могу познакомить ;)

Абсолютно согласна с п. 1! У меня на адобовских курсах часть Индизайна вел как раз такой "шикарный практик", после чего мозг взорвался и общее впечатление было напрочь испорчено. Ну а верстку сама потом потихоньку освоила, да...

Всегда считала, что преподавание - это особый талант. И когда встречаешь такого педагога нужно брать от него как можно больше и ценить, ценить. Да, не всегда это успешные люди в практике, но передать правильно материал и послать импульс ученику нужно тоже уметь.
Очень часто талантливые в своем деле преподаватели этого не могут делать, потому что не обладают способностями преподавания и поглощены только собой и своими проектами.

Дада, объясните про "чтобы ваша деятельность была в тренде вот прямо сейчас" спортивным тренерам. :))

Ну тренеров кстати часто выбирают по их собственной форме.

Я к тому, что никто не ждет трюков от 60летней теренерши худ.гимнастики, однако, чемпионок она готовит. Вот если ученик создал шедевр - то, да. Учитель молодец.

Edited at 2014-01-09 11:57 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account